Елена Дорофеева - начальник отдела стратегического анализа и маркетинга ООО «Модум-Транс» в интервью для РБК исследования рынков рассказала о росте спроса на универсальные вагоны, об основных барьерах и ключевых драйверах развития рынка транспортно-логистических услуг, о влиянии санкций и конкуренции в отрасли, а также о планах на будущее компании Модум-Транс.
Команда РБК исследования рынков комплексно изучила текущую ситуацию на рынке транспортно-логистических услуг (ТЛУ). Вслед за улучшением общеэкономической ситуации происходит постепенное восстановление рынка ТЛУ. И хотя последствия кризиса 2015 – 2016 гг. пока еще не преодолены, положительная динамика объема грузоперевозок, особенно при слабых темпах роста экономики, внушает определенный оптимизм игрокам.
Елена Дорофеева в интервью РБК сообщила о росте спроса на универсальные вагоны - парк полувагонов на сети прирос в 2018 г. почти на 37, 6 тыс. вагонов. ООО «Модум-Транс» в 2018 г. перевезло почти 24 млн. тонн грузов (в том числе 17 млн. тонн угля, 4, 5 % от всей погрузки по сети «РЖД»), что позволило компании занять восьмое место по погрузке в полувагонах среди операторов, работающих на сети «РЖД».
По словам Елены, основными драйверами рынка грузовых ж/д перевозок являются экспорт сырьевых грузов и рост транзитных перевозок по территории РФ. Приоритетной для компании является перевозка грузов топливно-энергетического комплекса.
Основными сдерживающими факторами развития Елена Дорофеева отметила недостаточную пропускную способность Восточного полигона, недостаток комплектующих и их высокую стоимость, непредсказуемый рост тарифов «РЖД», падение цен на уголь в долгосрочной перспективе.
В ходе интервью был затронут вопрос санкций, который сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей на рынке ТЛУ России. Елена пояснила, что на изменение географии движения парка в оперировании ООО «Модум-Транс» повлияли ограничительные меры по проследованию вагонов определенной собственности по территории сопредельных государств.
Также Елена отметила высокий уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг. Участники рынка испытывают нарастающее конкурентное давление со стороны других видов транспорта. Например, сокращается доля ж/д транспорта в транспортировке щебня (в 2018 г. доля сократилась на 4%), что связано в т.ч. с повышением тарифов и простоем грузов в пути следования.
В условиях высокой конкуренции операторы стремятся развивать долгосрочные отношения с клиентами, повышают эффективность управления подвижным составом, что вынуждает уходить с рынка мелкие компании.
В заключении, Елена отметила, что особый акцент в стратегии развития ООО «Модум-Транс» делается на увеличении грузоперевозок в инновационных полувагонах:
«Мы движемся в направлении максимально эффективного управления подвижным составом, оптимизации логистических схем перевозок и улучшения показателей работы компании путем развития информационных технологий, сокращения оборачиваемости парка, минимизации затрат на перестановку порожних вагонов».
До конца текущего года компания Модум-Транс планирует войти в топ-5 компаний-операторов, занимающих лидирующие позиции на рынке железнодорожных перевозок в полувагонах по объему и эффективности грузоперевозок, увеличив парк до 50 тыс. вагонов.
Полный текст интервью читайте в 10-м выпуске отчета РБК исследования рынков от 2 августа 2019 г. (54 – 55 стр.): «Российский рынок транспортно-логистических услуг 2019»